Перед вами архивная версия сайта! С февраля 2015 публикации ведутся на новом сайте

Область Власть Законодательство Экономика Финансы Социальная сфера Экология Госуслуги Госзаказ Пресс-центр Гражданам ОРВ

Состояние и перспективы развития топливно-энергетического комплекса жилищно-коммунального хозяйства Архангельской области

Биоэнергетика

Экономика России является одной из самых энергозатратных и энергоемких экономик мира, особенно остро проблема энергозатратности стоит перед северными территориями нашей страны, в том числе перед Архангельской областью.

Архангельская область до 84 процентов первичных энергоресурсов ввозит из других регионов страны и только около 16 процентов приходится на местные виды топлива: дрова, кородревесные отходы. Такое соотношение ввозимых энергоресурсов обусловлено географическими и природно-климатическими особенностями территории области. Минимальная удаленность от производителей каменного угля и нефтепродуктов до г.Архангельска составляет 1700-1800 км, максимальная — свыше 4500 км.

Такая высокая энергоемкость экономики сказывается на обеспечении энергетической безопасности региона, доходной части бюджетов всех уровней, конкурентоспособности промышленности, здоровья населения и охраны окружающей среды.

Правительство Архангельской области рассматривает энергосбережение и повышение энергетической эффективности, как один из основных источников экономического роста. И, учитывая имеющиеся лесные ресурсы в регионе, было принято решение о переводе коммунальной энергетики на возобновляемые источники энергии.

В рамках реализации государственной программы Архангельской области «Развитие энергетики, связи и жилищно-коммунального хозяйства Архангельской области (2014 - 2020 годы)» (далее — Программа) осуществляются мероприятия, направленные на постепенное замещение привозного топлива, используемого в коммунальной энергетике, на виды топлива, производимые (добываемые) на территории Архангельской области. Перечень мероприятий разработан в разрезе всех муниципальных образований области и предполагает перевод (реконструкцию) на биотопливо 101 котельной, а также строительство новых 15 котельных. В рамках Программы реализуются мероприятия по созданию мест временного хранения (складирования) древесных отходов в муниципальных образованиях области, позволяющие концентрировать отходы лесопиления в одном месте с дальнейшей первичной переработкой (дроблением) для использования в качестве топлива.

По итогам деятельности Программы за 2010-2013 годы было построено 8 новых биотопливных котельных, 43 котельная была переведена на местные виды топлива, закрыто 22 устаревших нерентабельных котельных, тем самым удалось достигнуть замещения 51 тыс. тонн каменного угля и 21 тыс. тонн мазута и дизельного топлива. Экономия эксплуатационных расходов при этом составила 141 млн. рублей.

Работа, проведённая в данном направлении, подтверждается конкретными показателями в балансе потребления топлива объектами коммунальной (муниципальной) энергетики. Так, на сегодняшний день удалось изменить баланс в сторону увеличения доли потребления местного биотоплива, которая по итогам 2013 года составила 37%, за счёт сокращения потребления дорогостоящих и неэкологичных нефтепродуктов и каменного угля, доли которых составляют 6% и 28% соответственно. Для сравнения, в 2007 году доля биотоплива составляла всего 18%, а доли мазута и каменного угля — 16% и 37% соответственно.

За предстоящие 3 года (2014 – 2016 г.г.) будет реконструировано – 57 котельных, построено – 6 котельных и 2 когенерационные установки, в результате чего будут достигнуты следующие результаты:

замещено 109 тыс. тонн привозного каменного угля;

замещено 7 тыс. тонн привозного топочного мазута и дизельного топлива;

закрыто несколько десятков неэффективных котельных, работающих на привозных видах топлива;

а так же достигнута соответствующая экономия потребления энергетических ресурсов и эксплуатационных расходов.

Таким образом, в результате реализации намеченных мероприятий в Архангельской области останется объем денежных средств в настоящее время направляемый поставщикам привозных видов топлива, а это почти 500 млн. рублей ежегодно. Следствием этого станет предоставление рабочих мест в районах области с целью заготовки биотоплива для котельных.

После окончания периода окупаемости, который не превышает 5-6 лет, произойдет снижение расходов областного бюджета Архангельской области на компенсацию убытков, возникающих в результате государственного регулирования тарифов на тепловую энергию, отпускаемую населению на нужды теплоснабжения («дельта Т»), а также повысится эффективное расходование отходов лесных ресурсов в районах Архангельской области.

Как уже было показано ранее, реализация вышеуказанных мероприятий осуществляется за счет средств инвесторов и перед Правительством Архангельской области стоят задачи по их привлечению.

В Архангельской области действует ряд законодательных мер, направленных на стимулирование инвесторов, реализующих проекты повышения энергетической эффективности на основе возобновляемых источников энергии и местных видов топлива.

Помимо налоговых льгот, существуют и прочие меры государственной поддержки. Так, в принятом в 2011 году законе Архангельской области «О разграничении полномочий между органами государственной власти Архангельской области в сфере энергосбережения и повышения энергетической эффективности», предусматривается такая мера поддержки при реализации биотопливных проектов, как сохранение для ресурсоснабжающих организаций в течение двух лет после окончания срока окупаемости расходов на проведение мероприятий по замещению привозного топлива альтернативными видами топлива расчетного уровня расходов, учтенных при регулировании тарифов на период, предшествующий сокращению расходов, в соответствии с Основами ценообразования в отношении электрической и тепловой энергии в Российской Федерации.

В целях прозрачности и эффективности взаимодействия с инвесторами нами разработана «Дорожная карта действий инвестора по реализации проектов в сфере коммунальной энергетики на территории Архангельской области – Карта «6 шагов».

На Карте представлены все этапы действий инвестора, начиная со знакомства с Программой энергосбережения и инвестиционными предложениями (шаг 1), заканчивая реализацией проекта (шаг 6). Согласно сетевому графику, время до начала реализации мероприятия не должно превышать 60 дней.

Правительство Архангельской области предлагает принятие на федеральном уровне ряда вспомогательных мер, которые, на наш взгляд, помогут обеспечить инвестиционную активность проектов энергоэффективности на основе возобновляемых источников энергии:

— разработка и утверждение законопроекта по развитию биоэнергетики в Российской Федерации. Предполагается, что документ будет направлен на определение правовых, экономических, экологических, социальных и организационных принципов производства (добычи) и потребления биологических видов твердого, жидкого и газообразного видов топлива на основе использования источников возобновляемого сырья и методов его переработки. Он создаст необходимые условия для организации и правового урегулирования производства и потребления биотоплива, а также обеспечит развитие агропромышленного производства и лесного хозяйства, повышение экспортного потенциала России и улучшение экологической ситуации в стране;

— в целях обеспечения инновационного развития отраслей топливно-энергетического комплекса необходимо рассмотреть возможность установить ускоренную амортизацию вводимого энергоэффективного оборудования и предоставление инвестиционных налоговых кредитов при внедрении энергоэффективного оборудования;

— введение специальных сертификатов на производство возобновляемой энергии («зеленые» сертификаты), как важнейших элементов системы поддержки возобновляемой энергетики, в том числе и технологий по сжиганию биотоплива;

— введение дополнительных обязательных платежей на выбросы СО2 с целью стимулирования увеличения использования биотоплива;

— помощь регионам, активно реализующим проекты повышения энергоэффективности на основе возобновляемых источников энергии и местных видов топлива, в виде федеральных субвенций на модернизацию объектов, переводимых на возобновляемые источники энергии, и субсидий для инвесторов, участвующих в строительстве и реконструкции объектов для выработки тепла и электроэнергии с использованием низкокачественной древесины и отходов.

Таким образом, в Архангельской области выстроена модель, позволяющая привлекать внебюджетные средства в коммунальную энергетику, при этом ориентир сделан на использование местных топливных и трудовых ресурсов.

Электроэнергетика

Наиболее крупными электростанциями на территории нашей области являются Архангельская ТЭЦ, Северодвинская ТЭЦ-2, Северодвинская ТЭЦ-1, ТЭЦ ОАО «Котласский ЦБК» и ТЭЦ ОАО «Архангельский ЦБК» установленной мощностью 450 МВт, 410 МВт, 188,5 МВт, 247 МВт и 208 МВт, соответственно.

Нагрузка в Архангельском энергоузле покрывается в основном электростанциями ГУ ОАО «Территориальная генерирующая компания № 2» по Архангельской области: Архангельской ТЭЦ, Северодвинской ТЭЦ-1, Северодвинской ТЭЦ-2. Блок-станции ОАО «Архангельский ЦБК» обеспечивают энергией потребителей комбината с преимущественным потреблением из энергосистемы до 40 МВт и выдачей мощности в отдельные периоды до +15 МВт. ТЭЦ ОАО «Соломбальский ЦБК» покрывает нагрузку комбината при одновременном потреблении из энергосистемы до 15 МВт.

В Котласском энергоузле нагрузка покрывается электростанциями ОАО «Котласский ЦБК», ОАО «Комиэнерго» и за счет перетока из ОЭС Центра по ВЛ-220 кВ «Явенга-Коноша», «Харовск-Коноша».

Электростанции ОАО «Котласский ЦБК» обеспечивают нагрузку комбината с выдачей в энергосистему от 5 до 30 МВт и принимают небольшое участие в покрытии максимума нагрузки, при постоянном наличии вращающегося резерва около 30 МВт.

ОАО «Комиэнерго» работает в основном с выдачей в Котласский энергоузел порядка 20-40 МВт в летнее время и от −10 до +50 МВт в зимнее время, причём ночная выдача часто превышает дневную.

В общем балансе производимой в области электрической энергии доля электроэнергии, вырабатываемой электростанциями ГУ ОАО «ТГК-2» по Архангельской области, составляет около 50%, блок-станциями промышленных предприятий (целлюлозно-бумажных комбинатов) — 49%, около 1% электрической энергии вырабатывается на дизельных электростанциях коммунальных предприятий, в промышленности, строительстве, транспорте, сельском хозяйстве и других отраслях. Данное соотношение в балансе производства электрической энергии имеет тенденцию к сохранению в прогнозируемом периоде.

Около 10-12% потребляемой в Архангельской области электрической энергии приобретается с оптового рынка электроэнергии и мощности по перетокам из Вологодской области и Республики Коми.

В структуре потребления электрической энергии доля коммунального хозяйства, социальной сферы и населения области составляет около 30% и занимает второе место после промышленности. Из двух основных производителей энергии в области (ГУ ОАО «ТГК-2» по Архангельской области и блок-станций промышленных предприятий) в общем объеме, отпускаемой потребителю электрической энергии, доля на коммунальные нужды и социальную сферу у ГУ ОАО «ТГК-2» по Архангельской области почти в 3 раза больше, чем по блок-станциям промышленных предприятий.

В зонах децентрализованного электроснабжения работают 58 местных дизельных электростанций (далее — ДЭС) общей установленной мощностью около 35 МВт, принадлежащих ОАО «Архангельская областная энергетическая компания» (далее — АрхоблЭнерго) и ведомственным предприятиям. В г. Мезень электроснабжение осуществляется от дизельной электростанции филиала ОАО «МРСК Северо-Запада» «Архэнерго» с установленной мощностью 6,7 МВт.

Баланс производства и потребления электрической энергии в Архангельской области в рассматриваемый период представлен в таблице.

Млн кВтч.

№п/п

Наименование

2011 год

2012 год

2013 год

2014 год

2015 год

2016 год

отчет

отчет

отчет

оценка

прогноз

прогноз

1

Общее годовое поступление электроэнергии в Архангельскую область

7 667,2

7 714,8

7 477,5

7 815,4

7 838,8

7 862,3

в том числе:

2

выработано всего

6 493,7

6 684,1

6 424,5

6 885,4

6 906,0

6 926,7

3

ГУ ОАО "ТГК-2" по Архангельской области

3 610,6

3 759,7

3 597,8

3 845,2

3 856,7

3 868,3

% от общего поступления

47,1

48,7

48,1

49,2

49,2

49,2

4

блок-станции ЦБК, Вельская ГТ-ТЭЦ

2 816,0

2 856,9

2 826,7

2 969,9

2 978,7

2 987,6

% от общего поступления

36,7

37,0

37,8

38,0

38,0

38,0

5

прочие э/станции*

67,1

67,5

69,4

70,3

70,6

70,8

% от общего поступления

0,9

0,9

0,9

0,9

0,9

0,9

6

получено из-за пределов области из ЕНЭС

1 173,5

1 030,7

983,6

930,0

932,8

935,6

% от общего поступления

15,3

13,4

13,2

11,9

11,9

11,9

* ведомственные дизельные электростанции, осуществляющие электроснабжение потребителей в децентрализованной зоне электроснабжения, а также вырабатывающие электроэнергию для собственных нужд промышленных предприятий, в том числе Мезенская ДЭС.

Задача по обеспечению потребителей Архангельской области электрической энергией продолжает реализовываться как за счет увеличения производства собственной электрической энергии на генерирующих станциях Архангельской области, так и за счет создания в будущих периодах технической возможности увеличения перетоков более дешевой электроэнергии с оптового рынка энергии и мощности.

В 2013 году электростанциями области выработано 6,4 млрд. кВт-часов электрической энергии (96% к 2012 году), а с оптового рынка энергии и мощности получено 0,98 млрд. кВт-часов (95,4%). При этом выработка электрической энергии на электростанциях ГУ ОАО "ТГК-2" по Архангельской области составила 3,6 млрд. кВт-часов (95,7%), на электростанциях промышленных предприятий (блок-станциях) – 2,8 млрд. кВт-часов (98,9%).

Общее потребление электроэнергии на территории области уменьшилось на 3,1% по отношению к 2012 году. При этом основное снижение потребления электроэнергии наблюдалось в производственном секторе в первую очередь на предприятиях целлюлозно-бумажной промышленности и лесной отрасли.

В целом энергосистема Архангельской области в настоящее время полностью обеспечивает потребности потребителей области.

Рост потребления и производства электроэнергии на территории региона в 2013-2016 годах рассчитаны исходя из согласованных показателей прогноза энергопотребления на территории субъекта Российской Федерации на период до 2020 года с перспективой до 2030 года.

Наиболее актуальным в настоящее время остается вопрос по развитию трансформаторных мощностей региональной энергосистемы с целью обеспечения присоединения новых нагрузок потребителей, сдерживающий рост экономики Архангельской области.

Особым направлением в повышении энергобезопасности энергосистемы Архангельской области является развитие электрических сетей 220 кВ и выше.

Энергосистема Архангельской области не имеет непосредственной электрической связи с ОЭС Северо-Запада, а связана с энергосистемой Вологодской области (ОЭС Центра) по двум ВЛ 220 кВ и четырем ВЛ 110 кВ и с энергосистемой Республики Коми по одной ВЛ 220 кВ. Одиночный транзит 220 кВ протяженностью 603 км на участке Коноша – Микунь имеет срок эксплуатации 28–29 лет.

Указанные особенности региональной энергосистемы помимо снижения энергобезопасности не позволяют обеспечить в Архангельской области конкурентные цены на электроэнергию, являющиеся одним из основных критериев при отборе перспективных площадок для реализации инвестиционных проектов.

Кроме того, строительство производства на территории региона (вблизи Архангельска, Северодвинска, Новодвинска) требует создание новых генерирующих энергетических мощностей. При этом строительство энергетических станций в Архангельском энергоузле в настоящее время (без наличия потребителя, то есть опережающими темпами) в виду отсутствия возможности выдачи генерируемой мощности в другие энергосистемы не возможно.

Наличие «запертой» мощности на Печорской ГРЭС (Коми) в связи с ограниченной пропускной способностью одиночного транзита 220 кВ Печора – Микунь приводят к ослаблению надежности энергообеспечения энергоузла Архангельской области. Транзит работает с перетоками, близкими к максимально-допустимым, затруднено выполнение ремонтов сети 220 кВ.

В связи с ограничениями на выдачу мощности из Архангельского узла по сечению Плесецк – Няндома (одноцепная ВЛ-220 кВ), невозможно полноценное участие генерирующих источников ГУ ОАО «ТГК-2» по Архангельской области в оптовом рынке электроэнергии и мощности.

В связи с тем, что системообразующие транзиты 220кВ в основном одиночные, крайне низкая надежность питания потребителей региона.

Для повышения надёжности необходимо строительство вторых ВЛ-220кВ на следующих участках:

– «Печорская ГРЭС – Ухта – Микунь – Заовражье – Коноша». При этом строительство ВЛ-220кВ от Печорской ГРЭС до Микуни должно выполняться в рамках развития энергосистемы Коми; сооружение участка ВЛ-220кВ «Микунь – Заовражье – Коноша» предусматривается в рамках развития Архангельской энергосистемы (протяженность линии Микунь – Коноша составляет 636 км); – «Коноша – Плесецк» протяженностью 230 км.

Общая ориентировочная стоимость мероприятий по сооружению данных сетей в рамках развития Архангельской энергосистемы составляет 11 млрд. рублей.

Предложения по сооружению указанных вторых цепей 220 кВ впервые были направлены Президенту Российской Федерации Д.А. Медведеву письмом от 10.10.2008 № 06-01/842. Данные предложения были проработаны Министерством энергетики Российской Федерации. Письмом от 25.09.2009 № СВ-7329/09 Минэнерго России представило в адрес Правительства Архангельской области информацию, что строительство вторых цепей ВЛ-220 кВ «Коноша – Плесецк» предполагается после 2018 года, «Микунь – Заовражье» - в 2015-2017 годах, «Заовражье – Коноша» - 2018-2020 годы.

Предложения также были проработаны Министерством энергетики Российской Федерации. Минэнерго России письмом от 12.04.2010 № АШ-2932/09 проинформировало Правительство Архангельской области, что ориентировочный ввод в эксплуатацию второй ВЛ-220 кВ «Микунь – Заовражье» намечен в 2016 году, вопрос по сооружению вторых ВЛ-220 кВ «Заовражье – Коноша» и «Коноша – Плесецк» целесообразно рассмотреть после 2016 года.

Строительство указанных вторых ВЛ-220 кВ помимо повышения надежности электроснабжения потребителей Архангельской области позволит обеспечить возможность получения более дешевой электрической энергии с оптового рынка энергии и мощности без ограничений по электросетям, обеспечить более экономичную работу ТЭЦ и снижение тарифов на электроэнергию для конечных потребителей.

Кроме того, при повышении энергопотребления на территории Архангельской области сверх запланированных средних значений (то есть до величин максимального прогноза энергопотребления) схемами развития энергосистемы планируется строительство ПС 500 кВ «Коноша» с ВЛ-500 кВ «Коноша – Вологодская». Стоимость данного мероприятия составляет ориентировочно 19 млрд. рублей.

С учетом указанного, Правительство Архангельской области намерено продвигать проект сооружения вторых ВЛ-220 кВ «Заовражье – Коноша» и «Коноша – Плесецк» в период до 2020 года с осуществлением проектирования по данным мероприятиям в период с 2015 по 2017 годы, в том числе на уровне федеральных органов исполнительной власти с целью заключения с новой национальной электросетевой компанией ОАО «Российские электрические сети» (объединяющей активы ОАО «ФСК ЕЭС» и ОАО «Холдинг МРСК») соответствующего соглашения о взаимодействии по данным вопросам и корректировке инвестиционной программы ОАО «Российские электрические сети» с целью включения данных мероприятий.

Газификация

Газоснабжение жилищного фонда большинства районов и крупных городов Архангельской области обеспечивается сжиженным газом – пропанобутановой смесью. Крупнейшей и старейшей в области газоснабжающей организацией является ОАО «Архангельскоблгаз». Уровень газификации Архангельской области сжиженным газом составляет 50,1 %, газифицировано более 285 тыс. квартир. Поставки сжиженного газа в регион осуществляются железнодорожным транспортом с последующей доставкой до потребителя автотранспортом. Для реализации сжиженного газа населению применяются подземные емкостные установки, групповые и индивидуальные шкафные установки.

Газификация области природным газом началась в 1970-е годы благодаря строительству на территории южных районов области системы магистральных газопроводов. Уровень газификации Архангельской области природным газом составляет 8,93 %, что соответствует 50,8 тыс. квартир. В начале 1990-х годов было принято решение о строительстве газопровода-отвода к городам Архангельск и Северодвинск (газопровод «Нюксеница – Архангельск»). К 2003 году строительство газопровода достигло г. Вельска (участок 0-147 км). Газификация Архангельской области природным газом осуществляется в соответствии с Генеральной схемой газоснабжения и газификации Архангельской области. В 2004 году подписано бессрочное соглашение о сотрудничестве между областной администрацией и ОАО «Газпром». В 2005 году по поручению Президента Российской Федерации строительство газопровода на участке 147-374 км было ускорено для газоснабжения космодрома «Плесецк», пос. Плесецк и г. Мирный. На начальных этапах строительства газопровода к городам Архангельску и Северодвинску Архангельская область участвовала в его строительстве вместе с ОАО «Газпром». С 2006 года строительство газопровода-отвода к городам Архангельск, Северодвинск выполнялось исключительно за счет средств инвестиционной программы ОАО «Газпром». По поручению Президента Российской Федерации от 30 января 2007 года строительство газопровода-отвода вновь было ускорено. Строительство основной ветки к г. Архангельску было завершено в 2009 году.

В 2010 году построены межпоселковые газопроводы до Архангельской ТЭЦ, выполнены работы по реконструкции ТЭЦ с переводом на природный газ четырех энергетических котлов. В январе 2011 года природный газ подан на Архангельскую ТЭЦ, с марта 2011 года станция перешла на промышленное использование газа как основного топлива. В 2011 году выполнено строительство межпоселкового газопровода к Северодвинской ТЭЦ-2 и реконструкция ТЭЦ с переводом на природный газ трех котлов. С переводом на газ двух ТЭЦ ежегодное замещение мазута составит около 800 тыс. тонн, объем потребления природного газа при этом увеличится на 1 млрд. куб. метров в год. Использование газа исключает зависимость энергетики Архангельской области от поставок мазута, значительно снижает выбросы загрязняющих веществ в окружающую среду. Повышение экономической эффективности работы ТЭЦ ОАО «ТГК-2» позволило впервые за многие годы снизить тарифы на отпускаемую тепловую энергию в Архангельске на 3,1 %, а в Северодвинске – на 6,3 %. Благодаря пуску газовых котельных в Плесецком, Котласском, Вельском, Приморском районах удалось гарантировать бесперебойное теплоснабжение населенных пунктов, вывести из эксплуатации изношенные котельные, полностью отказаться от привозного топлива.

В 2013 году в Архангельской области продолжены работы по строительству газораспределительных сетей высокого, среднего, низкого давления и газоснабжению квартир (домовладений) в девяти муниципальных образованиях Архангельской области: г. Котлас, г. Коряжма, г. Мирный, с. Яренск, пос. Урдома Ленского муниципального района, пос. Шипицыно Котласского района, пос. Плесецк Плесецкого района, пос. Уемский, дер. Рикасиха Приморского района. Работы по газоснабжению жилья за счет средств областного и местных бюджетов продолжаются в рамках долгосрочных целевых программ во всех населенных пунктах, обеспеченных сетевым природным газом. Всего за 2013 год по Архангельской области количество квартир и домовладений, переоборудованных для эксплуатации бытовых приборов, потребляющих природный газ, а также подключенных к эксплуатирующимся распределительным сетям и квартир (домовладений), которым предоставлена возможность газификации, составило более 3800 единиц. Следует отметить, что использование сетевого природного газа в быту в несколько раз снижает затраты населения, позволяет реализовывать проекты индивидуальных автономных систем отопления и горячего водоснабжения.

Продолжается привлечение внебюджетных средств. Так, в 2013 году за счет инвестиций ОАО «Газпром» завершено строительство межпоселкового газопровода к ОАО «Производственное объединение «Северное машиностроительное предприятие» и ОАО «Центр судоремонта «Звездочка» г. Северодвинска позволяющее газифицировать энергетические источники указанных предприятий, а также предоставляет возможность газификации г. Северодвинска и о. Ягры. За счёт инвестиций ОАО «Газпром» также осуществлено строительство блочно-модульной котельной мощностью 1,8 МВт на природном газе в пос. Плесецк Плесецкого района. Запуск новой котельной позволит улучшить качество теплоснабжения жилых домов и объектов социальной инфраструктуры, повысить надежность предоставления этих услуг для потребителей и обеспечить нормативный температурный режим

Газификация в конечном итоге это положительный экономический, экологический и социальный эффект. Для потребителей энергии, в том числе населения – это сдерживание роста и даже снижение тарифов, повышение энергетической безопасности, улучшение экологической обстановки. Для бюджета Архангельской области – снижение затрат на компенсацию убытков, возникающих в результате государственного регулирования тарифов на отпускаемую энергию. Для энергетиков – техническое перевооружение, повышение экономической эффективности и снижение трудоемкости производства, снижение платежей за выбросы в окружающую среду, зависимости от поставок привозного топлива. Эти результаты могут быть достигнуты при условии взаимовыгодного сотрудничества с потенциальными инвесторами.

В ближайшие годы планируется совместно с ОАО «Газпром» выполнить мероприятия разработанной Программы развития газоснабжения и газификации Архангельской области на период с 2012 по 2015 год, которая предусматривает строительство газопроводов-отводов, распределительных газопроводов, перевод на использование природного газа котельных, квартир и домовладений, газоснабжение сетевым газом потребителей Няндомского и Вилегодского районов. В плане Правительства Архангельской области на 2012–2016 годы предусмотрено одно из направлений, позволяющих одновременно повысить энергоэффективность, надежность и инвестиционную привлекательность объектов энергетики. Это системное развитие теплоснабжения через инвестиционные программы теплоснабжающих организаций с учетом разработки и утверждения схем теплоснабжения и определения единой теплоснабжающей организации муниципальными образованиями.

В 2012 году министерством ТЭК и ЖКХ Архангельской области совместно с муниципальными образованиями и ОАО «Газпром промгаз» завершены основные этапы работы по корректировке Генеральной схемы газоснабжения и газификации Архангельской области. Последний вариант данной схемы был разработан в 2006 году и требовал актуализации с учётом расширения газотранспортной сети и наличия перспективных потребителей. В результате сегодня мы имеем откорректированную схему газоснабжения и газификации по районам Архангельской области с прогнозируемым сроком реализация до 2025-2030 г.г. Схема газификации Архангельской области предусматривает наличие 27 газораспределительных станций, 12 из которых перспективные, 8 газораспределительных станций будут реконструированы с целью увеличения производительности, предусмотрено строительство более 1400 километров межпоселковых газопроводов, газификация 268 населённых пунктов, подключение 207 тысяч квартир и домовладений. Уровень газификации при реализации генеральной схемы должен достигнуть 66 процентов, перспективный суммарный объём потребления может составить 5 миллиардов кубических метров газа в год.

Жилищно-коммунальное хозяйство

В настоящее время в Архангельской области работает 584 предприятия, предоставляющих услуги в сфере жилищно-коммунального хозяйства, в том числе:

— управление многоквартирными домами – 227;

— содержание и ремонт общего имущества в многоквартирных домах – 64;

— водоснабжение, водоотведение и очистка сточных вод – 40;

— электроснабжение – 23;

— теплоснабжение – 79;

— газоснабжение – 8;

— утилизация (захоронение) ТБО –22;

— многоотраслевые предприятия – 121;

Численность работников ЖКХ области – порядка 27 тыс. человек, а число потребителей жилищно-коммунальных услуг – это практически все население области и хозяйствующие субъекты экономики.

Жилищный фонд

Общая площадь жилищного фонда в Архангельской области по состоянию на 01.01.2013 года  без учёта Ненецкого автономного округа составляет 30165,2тыс. кв. м, в том числе:

частный жилищный фонд – 23069,1 тыс. кв. м или 76,5 % от общей площади жилищного фонда;

муниципальный жилищный фонд – 6335,7 тыс. кв. м или 21,0 %;

государственный жилищный фонд – 622,6 тыс. кв. м или 2,0 %;

другой жилищный фонд – 137,8 тыс. кв. м или 0,5 %;

Количество многоквартирных жилых домов в области составляет 39,651 тыс. единиц.

Общая площадь жилых помещений в многоквартирных жилых домах составляет 22881,9 тыс. кв. м.

Распределение жилищного фонда по проценту износа:

от 0 до 30 % - 12677,1 тыс. кв. м;

от31 до 65 % - 14862,0 тыс. кв. м;

от 66 до 70 % - 1789,6 тыс. кв. м;

от свыше 70 % - 836,5 тыс. кв. м.

Площадь ветхого и аварийного жилищного фонда составляет 2512,3 тыс. кв. м или 8,3 % от общей площади жилищного фонда, в том числе ветхого 2023,6 тыс. кв. м или 6,7 % от общей площади жилищного фонда, аварийного 488,7 тыс. кв. м или 1,6 % от общей площади жилищного фонда.

Решение проблемы ликвидации аварийного жилья и проведения капитального ремонта многоквартирных домов осуществляется в области в соответствии с Жилищным кодексом РФ, с Федеральным законом от 21.07.2007 г. № 185-ФЗ «О фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства», с областным законом от 02.07.2013 № 701-41-ОЗ «Об организации проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Архангельской области»; с постановлением Правительства Архангельской области от 23.04.2013 № 173-пп «Об утверждении адресной программы Архангельской области «Переселение граждан из аварийного жилищного фонда на 2013-2017 годы».

Водоснабжение и водоотведение

Общее количество водопроводов и отдельных водопроводных сетей в Архангельской области составляет (без учёта Ненецкого автономного округа) 339 единицы, в том числе отдельных водопроводных сетей – 28. Установленная мощность водопроводов составляет 656,0 тыс. куб. м в сутки. Протяжённость водопроводных сетей в населённых пунктах области составляет 2841,1 км, их них 1722,3 км – уличные водопроводные сети. Средний физический износ водопроводных сетей в области составляет 67,5 %, а 45,3 % (1285,8 км) являются ветхими и нуждаются в замене. До потребителей доходит лишь 62,2 % воды, поданной в сеть. В 2013 году было заменено только 1,8 % (52,6 км) от общей протяжённости водопроводных сетей при нормативе 4-5 %. Количество очистных сооружений водопроводов составляет 55 единиц. Большинство из них построены ещё в 50-80 годы прошлого века, и их изношенность достигает 77 %. Данные сооружения очищают воду от взвешенных веществ, не обеспечивая её качество по химическим и вирусологическим показателям. Высокий износ водопроводных сетей и очистных сооружений влечёт частые аварии. В 2013 году на объектах водопроводного хозяйства области было зарегистрировано 918 аварий, в том числе 904 - на водопроводных сетях.

Состояние канализационных сетей также характеризуется их высоким износом. Общее количество канализаций и отдельных канализационных сетей в Архангельской области составляет (без учёта Ненецкого автономного округа) 149 единиц, в том числе отдельных канализационных сетей – 22. Установленная пропускная мощность очистных сооружений составляет 730,4 тыс. куб. м в сутки. Протяжённость канализационных сетей в населённых пунктах области составляет 1864,3 км, их них 756,0 км – уличные канализационные сети. Средний физический износ канализационных сетей в области составляет 70,6 %, а 50,4 % (940,3 км) являются ветхими и нуждаются в замене. В 2013 году было заменено всего 0,2 % (3,3 км) от общей протяжённости канализационных сетей. Количество очистных сооружений канализации составляет 96 единиц. У большинства из них изношенность достигает 74 %. Высокий износ канализационных сетей и очистных сооружений влечёт за собой частые аварии. В 2013 году на объектах канализационного хозяйства области было зарегистрировано 1337 аварий, в том числе 1328 на канализационных сетях.

Принимаемые меры по совершенствованию системы управления водопроводно-канализационным хозяйством (ВКХ) путём развития рыночных отношений недостаточно эффективны. Сектор водоснабжения и водоотведения является наиболее капиталоёмким из всех секторов коммунального хозяйства. Многие инвестиционные проекты имеют срок окупаемости в 10 и более лет. С учётом низкого уровня тарифов и высокого износа сетей и объектов ВКХ делает эту сферу непривлекательной для частного бизнеса. Возможности органов местного самоуправления по капитальному ремонту и модернизации объектов ВКХ, а также по привлечению частных инвестиций ограничены. Организации ВКХ самостоятельно не в состоянии реализовывать затратные проекты в данной сфере. Для решения данных задач требуются значительные бюджетные инвестиции, объединение финансовых потоков предприятий, интеллектуального и технического потенциала работников сферы ВКХ, модернизация основных фондов, обновление нормативной и правовой базы, внедрение энергосберегающих технологий, структурная перестройка и совершенствование отраслью.

Комплексное решение проблем в секторе водопроводно-канализационного хозяйства области было начато в 2007 году путём реализации социально-экономической целевой программы Архангельской области «Модернизация объектов коммунальной инфраструктуры Архангельской области на 2007 – 2010 годы». Но в связи с дефицитом средств областного бюджета, связанного с мировым экономическим кризисом, не удалось реализовать значительное количество её мероприятий.

Остаточная сметная стоимость объектов незавершенного строительства водопроводно-канализационного хозяйства в текущих ценах составляет 1320,61 млн. рублей. На сегодняшний день разработано проектной документации (где не начато строительство) по объектам водоснабжения и водоотведения на сумму 2029,15 млн. рублей.

В настоящее время действующие государственные программы в сфере водоснабжения и водоотведения Архангельской области отсутствуют.

Переселение граждан из аварийного жилищного фонда и капитальный ремонт многоквартирных домов

В целях обеспечения исполнения положений Указа Президента Российской Федерации от 07 мая 2012 года № 600 «О мерах по обеспечению граждан Российской Федерации доступным и комфортным жильем и повышению качества жилищно-коммунальных услуг» и в соответствии с положениями Федерального закона постановлением Правительства Архангельской области от 23 апреля 2013 года № 173-пп утверждена адресная программа Архангельской области «Переселение граждан из аварийного жилищного фонда» на 2013-2017 годы (далее – Программа).

В рамках программы в период с 2013 по 2017 годы необходимо расселить 270,64 тыс. кв. метров аварийного жилья, в котором проживают 15 275 граждан. На эти цели потребуется около 9,4 млрд. рублей.

В 2013 году правлением государственной корпорации Фонда содействия реформированию ЖКХ (далее - Фонд) одобрены три заявки Архангельской области на получение финансовой поддержки за счет средств Фонда в сумме 1 808,2 млн. рублей для переселения граждан из аварийного жилищного фонда, в том числе с учетом необходимости развития малоэтажного жилищного строительства в рамках первого этапа программы (2013-2014 годы). Для софинансирования реализации мероприятий первого этапа Программы за счет средств областного бюджета были выделены средства в размере 189,23 млн. рублей.

В 2013 году Фондом в областной бюджет были перечислены средства в размере 1 028,7 млн. рублей.

По состоянию на 1 января 2014 года не выбранный остаток средств (779,4 млн. рублей – 43,0 % от лимита). Данные средства будут перечислены в 2014 году на основании реестра заключенных муниципальных контрактов.

В рамках реализации первого этапа Программы на территории 40 муниципальных образований Архангельской области запланировано переселение 3515 человек, из 245 аварийных домов общей площадью 
61,0 тыс. кв. метров. Срок реализации первого этапа до 31 декабря 2014 года.

По состоянию на 01 января 2014 года переселены 91 гражданин.

В 2013 году в рамках Федерального закона «О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства» осуществлялась реализация региональной адресной программы по проведению капитального ремонта многоквартирных домов, утвержденной постановлением Правительства Архангельской области от 04 июня 2013 года № 242-пп, в которую включены многоквартирные дома на территории 16 муниципальных образований области. На капитальный ремонт многоквартирных домов направлено 154,8 млн. рублей.

По состоянию на 01 января 2014 года выполнено работ на сумму 150 705,4 тыс. рублей. В результате реализации программы сложилась экономия в сумме 4 125,4 тыс. рублей в муниципальных образованиях «Ильинское» и «Октябрьское», сэкономленные средства Фонда и долевого финансирования из областного бюджета подлежат возврату в областной бюджет.

В рамках адресной программы проведен капитальный ремонт 43 многоквартирных домов общей площадью 63,7 тыс. кв. м, улучшены условия проживания 2,3 тыс. человек.

Прогнозный объем финансирования за счет средств государственной корпорации в 2014-2015 годах для Архангельской области составит только 113,9 млн. рублей (72,5 млн. руб. – 2014 год, 41,4 млн. руб. – 2015 год). В областном бюджете предусмотрены расходы на долевое финансирование мероприятий по капитальному ремонту многоквартирных домов в размере 41,16 млн. рублей (в 2014, 2015 годах ежегодно).

Фонд капитального ремонта многоквартирных домов Архангельской области

Во исполнение требований Жилищного кодекса Российской Федерации в части своевременного проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Архангельской области, в 2013 году:

принят областной закон 02 июля 2013 года № 701-41-ОЗ «Об организации проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Архангельской области» (контактные информация о региональном операторе: адрес: 163004, г. Архангельск, просп. Троицкий, д. 49, контактные телефоны: (8182) 65-48-48, 65-40-60);

создан региональный оператор – некоммерческая организация «Фонд капитального ремонта многоквартирных домов Архангельской области», в областном бюджете на 2014 год и на плановый период 2015 и 2016 годов предусмотрены расходы на осуществление его деятельности;

установлен минимальный размер взноса на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Архангельской области (на 2014 год – 6,10 рубля с кв. метра общей площади помещения);

Также Правительством Архангельской области и исполнительными органами государственной власти Архангельской области в 2013 году принято 11 нормативных правовых актов, направленных на обеспечение своевременного проведения капитального ремонта общего имущества многоквартирных домах Архангельской области.

Ремонт дворовых территорий

Субсидия на капитальный ремонт и ремонт дворовых территорий многоквартирных домов, проездов к дворовым территориям многоквартирных домов населенных пунктов за счет средств дорожного фонда Архангельской области в 2013 году выделена 140 муниципальным образованиям в размере 232 351 400,00 рублей.

Бюджетам муниципальных образований перечислена субсидия в размере 217 156 138,2 рублей. Остаток неиспользованной субсидии составил 15 195 261,8 рублей, в том числе:

— 12 175 875,52 рублей в связи с неполным выполнением работ по муниципальному контракту в муниципальном образовании «Город Архангельск» (завершен ремонт 39 объектов из 47, утвержденных техническим заданием);

— 1 430 000 рублей и 150 400 рублей в связи с отказом от субсидии администрациями муниципальных образований «Емецкое» Холмогорского муниципального района и «Сефтренское» Верхнетоемского муниципального района соответственно;

— 1 001 246,3 рублей в результате расторжения муниципального контракта муниципальным образованием «Котлас» и возвратом недоиспользованных средств в областной бюджет;

— 437 739,98 рублей – экономия по результатам размещения муниципального заказа.

Площадь покрытия дворовых территорий многоквартирных домов населенных пунктов и проездов общего пользования к ним, подлежащих вводу (введенных) в эксплуатацию после капитального ремонта и ремонта в рамках мероприятий – 364 721,6 кв. м. (из 377 428,5 кв. м. запланированных).

Предоставление субсидий на возмещение убытков, возникающих в результате государственного регулирования тарифов (цен) в сфере ТЭК и ЖКХ

Начиная с 2013 года полномочия по предоставлению субсидий на возмещение убытков, возникающих в результате государственного регулирования тарифов (цен) в сфере ТЭК и ЖКХ переданы на уровень субъекта. Ресурсоснабжающие организации заключают договоры на возмещение убытков (недополученных доходов), предоставляют отчетность и получают средства областного бюджета непосредственно от министерства. Это позволило ускорить процесс получения средств субсидий, сделало его более прозрачным. В 2013 министерством были заключены договоры:

Субсидии на возмещение убытков (недополученных доходов), возникающих в результате государственного регулирования:

Общее количество договоров

Тарифов на холодную воду и водоотведение для населения и потребителей, приравненных к населению (Дельта В)

114

Тарифов на тепловую энергию, отпускаемую населению для нужд отопления (Дельта Т)

157

Тарифов на электрическую энергию, вырабатываемую децентрализованными источниками электроснабжения (Дельта Э)

3

Розничных цен на топливо твердое, реализуемое населению для нужд отопления (Дельта Д)

41

Тарифов на твердые бытовые отходы для населения и потребителей приравненных к населению (Дельта ТБО)

10

Розничных цен на сжиженный газ для бытовых нужд населения (Дельта Г)

7

Исполнение областного бюджета в части расходов на субсидии юридическим лицам за 2013 год составляет:

Субсидия

% исполнения

Дельта В

98,5

Дельта Т

89,0

Дельта Э

98,6

Дельта Д

100,0

Дельта ТБО

99,9

Дельта Г

100,0

Министерством ТЭК и ЖКХ Архангельской области осуществляет контрольную деятельность - выездные и камеральные проверки соблюдения условий и обоснованности получения средств Субсидии.

В 2013 году проведено 28 плановых и 5 внеплановых проверок. Выявлено нарушений на сумму 11 418 тыс. рублей. В результате контрольной деятельности в областной бюджет возвращено 10 591 тыс. рублей. 

Правительство Архангельской области
© 1998–2018

163004, г. Архангельск, пр. Троицкий, 49

При использовании материалов ссылка обязательна

Для замечаний и предложений: webmaster@dvinaland.ru